01 февраля 2024

Газета «Коммерсантъ» о вызовах для российского сельхозмашиностроения

Продажи отечественной сельхозтехники в 2023 году выросли на 2,3%, до 240,9 млрд руб., подсчитали в «Росспецмаше». Выпуск же увеличился на 8,2% (271,1 млрд руб.). Но темпы роста значительно замедлились по сравнению с 2022 годом (см. “Ъ” от 1 февраля 2023 года).

 

Кроме того, в штуках большинство сегментов, по данным «Росспецмаша», также сократилось. Например, упали выпуск и отгрузки тракторов — на 6,5% и 13,3%, до 5,8 тыс. и 4,6 тыс. штук соответственно. Производство комбайнов выросло на относительно низкой базе после падения в 2022 году. На ситуацию у игроков РФ повлияло ограниченное в первом полугодии 2023 года финансирование «программы 1432», по которой аграрии могут получить скидки на технику.

Но в основном, как указывают в ассоциации, к сокращению выпуска привела низкая доходность аграриев, «чье финансовое положение ухудшилось по причине низких цен на сельхозпродукцию и экспортных пошлин на зерно». В итоге сложилась ситуация, когда предложение сельхозмашин значительно превышало спрос: «Сначала аграрный бизнес направлял средства на удобрения, ГСМ, семена, обслуживание кредитов и другие статьи расходов. Агромашины же приобретались по остаточному принципу». «У аграриев должна быть возможность зарабатывать»,— считают в «Росспецмаше», призывая в том числе отменить ограничения для сбыта продукции АПК на зарубежных рынках, гарантировать минимальные цены на сельхозпродукцию в РФ и увеличить объем льготных перевозок сельхозпродукции железнодорожным транспортом.

Дмитрий Бабанский из SBS Consulting считает, что в 2024 году рынок в деньгах может снизиться еще на 5–10%. Среди основных причин он называет высокую стоимость заемных средств, удорожание необходимых материалов, а также ожидаемое снижение стоимости сельхозпродукции, перебои с логистикой и прочее.

Падение выпуска российских производителей тракторной продукции подтверждает достаточно низкий спрос, говорит глава Optitech Agro Татьяна Фадеева. По ее оценкам, общий спрос и розничные продажи в 2023 году упали приблизительно на 20–25%. Она указывает на высокую затоваренность дилерской сети.

«В целом 2023 год для всех игроков выдался непростым ввиду основных причин — рекордного урожая, ограничения экспорта, низких цен на зерно и молоко, что сказалось на покупательной способности клиентов, — рассказал представить одного из игроков рынка.

Татьяна Фадеева считает, что на рынок продолжает оказывать влияние высокая стоимость кредитования на фоне низкой маржинальности аграриев, и не ждет роста продаж в 2024 году.

В «Росспецмаше» также указывают, что низкая доходность аграриев и высокая стоимость кредитования станут основными трудностями для отечественных игроков. Но там говорят и о растущих производственных издержках, призывая «защищать внутренний рынок от агрессивного импорта» и выделить гранты на выпуск компонентов.

Источник: «Коммерсантъ»