Российский рынок коммерческих автомобилей и спецтехники бурно растет. Его поддерживают активизация экономики, отложенный спрос, укрепление рубля, меры господдержки. Правда, пока не ясно, будет ли всплеск на этом рынке долгосрочным.

 

Согласно опубликованному на прошлой неделе заявлению Комитета производителей дорожно-строительной и спецтехники Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в третьем квартале текущего года продажи этого вида техники в России увеличились на внушительные 60%.

В частности, продажи гусеничных тракторов за июль- сентябрь этого года подскочили на 93% (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), экскаваторов-погрузчиков - на 73%, гусеничных экскаваторов - на 55%, колесных погрузчиков - на 33%, колесных экскаваторов - на 82%, самосвалов с жесткой рамой - на 175% (см. график 3).

Причины столь бурного роста спроса на спецтехнику в целом схожи с факторами, толкающими вверх спрос на коммерческие автомобили. "Укрепление рубля к основным валютам на фоне увеличения инвестиций в строительные проекты со стороны государства (наиболее крупные из них - объекты в Южном федеральном округе, нефтяные и газопроводы, а также инфраструктурные объекты для чемпионата мира по футболу 2018 года в разных городах России) стали мощным стимулом для подъема рынка спецтехники", - говорит Сергей Харитонов, директор по развитию компании JCB в России.

Как и в сегменте коммерческих автомобилей, развитие рынка здесь характеризуется противостоянием российских и иностранных производителей. По данным ассоциации "Росспецмаш", в настоящее время доля российских производителей на рынке дорожностроительной техники (ДСТ) составляет 45%. При этом в перспективе она вполне может вырасти: в частности, за первые девять месяцев текущего года выпуск автогрейдеров в России увеличился на 70%, экскаваторов - на 36%, дорожных катков - на 43%, автокранов - на 30%. Всего же производство ДСТ в России, по подсчетам "Росспецмаша", в январе- сентябре увеличилось на 34%, до 19,5 млрд рублей.

По заявлению представителей ассоциации, важное значение для развития производства спецтехники в России оказывают меры государственной поддержки, прежде всего связанные с программой льготного лизинга, когда государство компенсирует часть лизинговых платежей. Программа была запущена в этом году, и, по мнению представителей "Росспецмаша", ее обязательно нужно продолжить в 2018-м.

Впрочем, по мнению участников рынка спецтехники, однозначной уверенности, что нынешний всплеск спроса окажется долгосрочным, нет. Представители компаний опасаются, что в ближайшие годы в России не появится новых масштабных инфраструктурных проектов, и тогда спрос на строительную и дорожную технику вновь пойдет на спад.

Более оптимистичны прогнозы в отношении долгосрочного развития продаж коммерческих автомобилей. Скорее всего, рост этого рынка в ближайшие годы сохранится - обнадеживает развитие ряда секторов экономики, где активизируются коммерческие автомобильные перевозки. "На данный момент мы видим бурный рост в нескольких областях грузоперевозок. Это, например, перевозка продуктов питания, а также все, что связано с электронной коммерцией. Как минимум две эти области прогнозируемо указывают на позитивный рост, - считает Дмитрий Колотильщиков, директор по закупкам транспортных услуг логистической компании FM Logistic. - Таким образом, спрос на коммерческий транспорт, связанный с этими видами перевозок, будет успешно расти".

 

Источник: журнал Эксперт