01 сентября 2017

Появляется все больше результатов господдержки малого бизнеса

Пищевая промышленность стала одной из отраслей, которая, несмотря на кризис, активно развивается благодаря контрсанкционной политике и ставке на импортозамещение. Особенно помогла этому господдержка малого и среднего бизнеса, и ярким примером этого стало производство продуктов питания в Карелии.

 

Для многих регионов пищевая промышленность – самая крупная и стратегически важная сфера обрабатывающей промышленности. В первую очередь она ориентирована, конечно, на внутренний спрос, однако у пищевки накапливается и экспортный потенциал. И, конечно, развитие этой отрасли оказывает комплексное положительное влияние на другие сферы реального сектора – это и химия, и упаковка, и логистика, и производство машин и оборудования.

Например, в этом году объем производства пищевого машиностроения должен вырасти на 25% – до 15,75 млрд рублей, а доля российских производителей внутри страны – с 14% до 19%, прогнозирует ассоциация «Росспецмаш». А к 2025 году доля российской техники должна вырасти до уровня более 50%. И все благодаря мерам господдержки. На покупку оборудования компаниям предоставляются субсидии по аналогии с сельскохозяйственным машиностроением.

Кроме создания благоприятных условий для производства востребованных продуктов питания важным стимулом стало предоставление преференций и меры господдержки.

Причем продукты питания должны производить не только крупные холдинги, но и малые и средние предприятия (МСП). Для стимулирования их развития, модернизации и расширения производства государством разработана специальная поддержка для МСП, в частности кредитование по льготным ставкам – и, что не менее важно для небольших компаний, без залога.

Одним из успешных примеров такого взаимодействия является компания «Торговый Дом Ярмарка» из Петрозаводска, которая поставляет качественные продукты питания более чем в 60 российских регионов, включая Дальний Восток и Сибирь, а также в страны СНГ и в дальнее зарубежье. Полгода назад, например, начались продажи в Нью-Йорке. «Это для нас важное достижение. Имеем регулярные заказы и регулярные продажи», – говорит финансовый директор компании Михаил Нургалиев.

В Карелии рис и пшеницу не выращивают, однако здесь вот уже не одно десятилетие производят крупы. Компания закупает сырье, чистит его от примесей, калибрует по весу и размеру и упаковывает. В итоге получается экологичный продукт, который уже не раз побеждал на различных выставках. И стандартными крупами предприятие не ограничивается. Здесь создают также продукты из более экзотических круп, таких как кускус, киноа, булгур или чечевица.

Толчком для развития компании стало участие в госпрограмме поддержки малого и среднего предпринимательства (МСП). Корпорация «МСП» поручилась за «Торговый Дом Ярмарка» перед банком «ВТБ» за выдачу в рамках федеральной программы кредита на 335 млн рублей сначала по ставке 10%, а с октября 2016 года – по еще более низкой ставке, 9,6%. Плюс 4,35 млн рублей было выделено в качестве субсидирования части затрат компании на приобретение оборудования для модернизации производства. Теперь обновленные мощности работают на полную.

Увеличение кредитования малого и среднего бизнеса является одним из источников ускорения экономического роста в стране, считает министр экономического развития РФ, побывавший в Петрозаводске.

«Эти средства пошли на закупку нового оборудования и на финансирование оборотных средств. Компании удалось значительно снизить объем процентов выплачиваемых платежей, денежный поток облегчился, и теперь она может спокойно развиваться, наращивать производство. Компания активно инвестирует и в повышение качества продукта, и в создание брендов, которые многим уже известны. Я, когда в Москве прихожу в магазин и вижу эти товары на полках, с удовольствием их приобретаю», – рассказал министр экономического развития РФ Максим Орешкин.

«Сегодня мы увидели современную торговую марку, которая производит очень качественные продукты питания без каких-либо добавок и консервантов. Я думаю, что крупным авиакомпаниям и другим компаниям нужно обратить внимание на этот продукт», – отметил Орешкин, подводя итоги визита.

«Торговый Дом Ярмарка» планирует инвестировать еще порядка 300 млн рублей в увеличение производства и расширение географии продаж.

Российское сельское хозяйство даже в кризис продолжает расти. В 2015 году оно стало одним из немногих растущих секторов экономики, прибавив 2,9%. В 2016 году ему удалось вырасти на 4%, а этом году экономисты ждут еще большие темпы роста, особенно благодаря ожидаемому рекордному урожаю зерновых. И здесь важно расширять мощности по глубокой переработке российского сельскохозяйственного сырья. Потому что пищевая промышленность не только способна удовлетворить потребности в продуктах собственных граждан, но и получать более высокий экспортный доход, чем от экспорта сельскохозяйственного сырья.

 

Источник: деловая газета «Взгляд»